Финансы Экономика Бухгалтерия
Управление Стратегия Бизнес

Система сбалансированных показателей

Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard или BSC - англ.) была разработана американскими экономистами Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом в девяностых годах прошлого века. Система Balanced Scorecard построена на основе ключевых показателей эффективности (KPI) и структурирована по определенным признакам.

Система сбалансированных показателей является инструментом, помогающим управлять процессом достижения стратегических целей: помогает осуществлять перевод общих стратегических целевых установок в конкретные цели, показатели и задачи.

Структура ССП состоит из четырех важных элементов:

  • Финансы
  • Клиенты
  • Бизнес-процессы
  • Рост и обучение

Показатели группы «Финансы» отвечают на вопрос: «Как компанию оценивают акционеры?». Финансовая деятельность (запаздывающий индикатор) - главный показатель успеха компании. Стратегия описывает, как предприятие планирует обеспечивать устойчивый рост стоимости для акционеров.

Показатели группы «Клиенты» отвечают на вопрос: «Как компанию оценивают клиенты?». Успешное сотрудничество с целевыми клиентами является базой развития предприятия и улучшения финансовых результатов.

Показатели группы «Бизнес-процессы» отвечают на вопрос: «Какие процессы могут обеспечить компании конкурентное преимущество?». Внутренние бизнес-процессы создают и предоставляют предложение потребительной ценности клиенту. Результат внутренних процессов является опережающий индикатор будущих улучшений показателей групп «Финансы» и «Клиенты».

Показатели группы «Рост и обучение» отвечают на вопрос: «Каким образом можно достичь улучшения деятельности?». Нематериальные активы - это основной источник устойчивого создания стоимости компании. Показатели этой группы описывают, как люди, технологии и общая атмосфера компании способствуют реализации стратегии. Эффективное использование нематериальных активов в решении стратегических задач приводит к улучшению показателей внутренних  бизнес-процессов, которые, в свою очередь, обеспечивают успешное взаимодействие с клиентами и акционерами.  

Сбалансированная система показателей эффективности не просто набор финансовых и нефинансовых показателей, а количественное описание стратегии бизнеса - неотъемлемая составляющая системы управления стратегией компании. Система сбалансированных показателей позволяет связать разработанную стратегию и повседневную деятельность.

 

Как построить систему сбалансированных показателей?

1. Разработать стратегию

2. Определить стратегические цели

3. Определить ключевые показатели, в наибольшей степени характеризующие достижение стратегических целей

4. Сформировать ССП

5. Распределить ответственность

Правильно выстроенная система сбалансированных показателей приведет к следующим стратегическим результатам:

  • Удовлетворенные акционеры
  • Довольные клиенты
  • Эффективные бизнес-процессы
  • Мотивированный и подготовленный персонал

 

Технология построения системы сбалансированных показателей рассматривается на семинарах:

Бюджетирование и финансовое планирование

Управление стратегией. Повышение эффективности бизнеса

 

Статьи по теме:

Стратегические цели. Дерево целей

Основные бизнес-процессы