Система сбалансированных показателей
Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard или BSC - англ.) была разработана американскими экономистами Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом в девяностых годах прошлого века. Система Balanced Scorecard построена на основе ключевых показателей эффективности (KPI) и структурирована по определенным признакам.
Система сбалансированных показателей является инструментом, помогающим управлять процессом достижения стратегических целей: помогает осуществлять перевод общих стратегических целевых установок в конкретные цели, показатели и задачи.
Структура ССП состоит из четырех важных элементов:
- Финансы
- Клиенты
- Бизнес-процессы
- Рост и обучение
Показатели группы «Финансы» отвечают на вопрос: «Как компанию оценивают акционеры?». Финансовая деятельность (запаздывающий индикатор) - главный показатель успеха компании. Стратегия описывает, как предприятие планирует обеспечивать устойчивый рост стоимости для акционеров.
Показатели группы «Клиенты» отвечают на вопрос: «Как компанию оценивают клиенты?». Успешное сотрудничество с целевыми клиентами является базой развития предприятия и улучшения финансовых результатов.
Показатели группы «Бизнес-процессы» отвечают на вопрос: «Какие процессы могут обеспечить компании конкурентное преимущество?». Внутренние бизнес-процессы создают и предоставляют предложение потребительной ценности клиенту. Результат внутренних процессов является опережающий индикатор будущих улучшений показателей групп «Финансы» и «Клиенты».
Показатели группы «Рост и обучение» отвечают на вопрос: «Каким образом можно достичь улучшения деятельности?». Нематериальные активы - это основной источник устойчивого создания стоимости компании. Показатели этой группы описывают, как люди, технологии и общая атмосфера компании способствуют реализации стратегии. Эффективное использование нематериальных активов в решении стратегических задач приводит к улучшению показателей внутренних бизнес-процессов, которые, в свою очередь, обеспечивают успешное взаимодействие с клиентами и акционерами.
Сбалансированная система показателей эффективности не просто набор финансовых и нефинансовых показателей, а количественное описание стратегии бизнеса - неотъемлемая составляющая системы управления стратегией компании. Система сбалансированных показателей позволяет связать разработанную стратегию и повседневную деятельность.
Как построить систему сбалансированных показателей?
1. Разработать стратегию
2. Определить стратегические цели
3. Определить ключевые показатели, в наибольшей степени характеризующие достижение стратегических целей
4. Сформировать ССП
5. Распределить ответственность
Правильно выстроенная система сбалансированных показателей приведет к следующим стратегическим результатам:
- Удовлетворенные акционеры
- Довольные клиенты
- Эффективные бизнес-процессы
- Мотивированный и подготовленный персонал
Технология построения системы сбалансированных показателей рассматривается на семинарах:
Бюджетирование и финансовое планирование
Управление стратегией. Повышение эффективности бизнеса
Статьи по теме:
Стратегические цели. Дерево целей
Основные бизнес-процессы