Финансы Экономика Бухгалтерия
Управление Стратегия Бизнес

Конкурентоспособность. Конкурентные преимущества

Оценка конкурентоспособности предприятия необходима для разработки конкурентной стратегии, максимально эффективной для конкретного предприятия, с учетом внешней среды и внутренних особенностей этого предприятия. Конкурентоспособность предприятия определяется наличием у него конкурентных преимуществ, то есть способностью предприятия положительно выделяться среди конкурентов.

Оценка конкурентоспособности предприятия начинается с оценки отрасли, на которой конкурирует предприятие.

Основные экономические показатели, характеризующие отрасль:

  • Размеры рынка
  • Доходность отрасли
  • Темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок
  • Масштабы конкуренции
  • Число конкурентов и их относительные размеры
  • Количество покупателей и их финансовые возможности
  • Количество поставщиков и их уникальность
  • Легкость вхождения в отрасль и выхода из отрасли
  • Необходимость и масштаб капиталовложений
  • Загруженность мощностей
  • Дифференцированность продуктов компаний-конкурентов
  • Технологические изменения, их темп и направленность
  • Значимость для потребителей брендов и торговых марок

 

Оценив отрасль, следующим шагом нужно оценить основных конкурентов и конкурентоспособность изучаемого предприятия по следующим критериям:

  • Доля рынка
  • Конкурентоспособность предлагаемых товаров и услуг
  • Уникальность предлагаемых товаров и услуг
  • Финансовое положение
  • Финансовые, производственные, технологические, инновационные возможности
  • Эффективность управления
  • Известность бренда, торговой марки

 

Конкурентоспособность предприятия определяется ответами на вопросы:

  • Насколько сильна конкурентная позиция компании по сравнению со своими основными конкурентами?
  • Что является основным конкурентным преимуществом предприятия?
  • С какими стратегическими проблемами предприятие сталкивается сейчас и может столкнуться в будущем?
  • Насколько соответствует положение компании будущим ключевым факторам успеха в отрасли?
  • В каких областях предприятие является уязвимым?

Доля рынка является ключевым параметром при оценке конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия с большей долей рынка, как правило, выше.

Классические направления достижения конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности предприятия:

  • низкие издержки (конкурентное преимущество в цене)
  • дифференциация (конкурентное преимущество в качестве)

Низкие издержки позволяют предприятию экономить на масштабе и привлекать больше покупателей, для которых цена является определяющим фактором при покупке.

Дифференциация означает способность предприятия предложить покупателю товар или услугу, обладающие большей ценностью с точки зрения потребителя. Дифференциация позволяет устанавливать более высокие цены, что обеспечивает  предприятию большую прибыль.

Конкурентоспособность демонстрируют как крупные предприятия с большой долей рынка, так и небольшие специализированные предприятия, имеющие конкурентное преимущество в узком сегменте. Предприятия, не обладающие финансовыми и производственными мощностями лидеров рынка, концентрируют свои усилия на повышении качественных характеристик товаров и услуг, и достигают устойчивого конкурентного преимущества в своем сегменте.  

 

Конкурентные преимущества предприятия нужно оценивать по следующим критериям:

1. Достигнутый уровень конкурентных преимуществ (низкий, средний, высокий)

2. Степень устойчивости конкурентных преимуществ (низкая, средняя, высокая)

 

Чтобы выявить возможности для создания конкурентного преимущества, нужно проанализировать весь цикл покупки и потребления товаров и услуг, совершаемый потребителями:

  • Как потребители приходят к необходимости совершить покупку?
  • Как формулируется эта потребность?
  • Как покупатель идентифицирует альтернативные варианты?
  • Каким образом потребитель выбирает продавца?
  • Как размещает заказ?
  • Как оплачивает заказ?
  • Каким образом доставляются товары и услуги?
  • Как хранятся доставленные товары?
  • Как используются доставленные товары и услуги?
  • Как обслуживаются доставленные товары и услуги?
  • Как потребители принимают решение о необходимости заменить товар или услугу?
  • Как потребители избавляются от старых товаров?

 

Необходимо четко знать, в чем состоит конкурентное преимущество исследуемого предприятия, а в чем оно отстает от конкурентов. В основе решения о покупке лежит обобщенная оценка товаров или услуг конкретного предприятия по сравнению с аналогичными товарами или услугами других предприятий. Потребитель оценивает итоговое конкурентное преимущество, то есть баланс между относительными преимуществами и недостатками по сравнению с преимуществами конкурентов.

Рекомендуем посетить семинары по теме:

Семинар "Ценообразование: стратегия + маркетинг + финансы"

 

Статьи по теме:

Стратегические цели. Дерево целей