Денежные потоки предприятия -интервью в журнале "Я - номер один"

- Каждый руководитель предприятия сталкивался с проблемой нехватки денег на оплату текущих счетов. Звонят кредиторы, приближается день выплаты зарплаты, а денег на всех катастрофически не хватает. Почему возникает дефицит денежных средств на предприятии? А главное, что делать в такой непростой ситуации?

- Управление денежными средствами разделяется на стратегическое и оперативное управление. Сначала обсудим, что делать, когда возникает кассовый разрыв на текущий момент, но в краткосрочной перспективе. Нужно составить и взаимоувязать между собой планы ежедневных поступлений и платежей. Для этого формируется платежный календарь с максимальной детализацией ежедневных денежных операций, моделируется ежедневный остаток. Например, на начало дня 1 сентября на счетах и в кассе 100 тысяч рублей. Ожидаются поступления от клиентов в сумме 300 тысяч рублей, а реестр всех платежей на этот день составляет 350 тысяч рублей. Всего на конец дня 1 сентября останется 50 тысяч рублей (100 + 300 - 350 = 50), эта же сумма будет переходящим остатком на начало следующего дня, т.е. 2 сентября. Планируем поступления и платежи на 2 сентября, формируем остаток на конец дня 2 сентября, который будет входящим на 3 сентября. И так далее, на целый месяц вперед. Обычный Excel вполне справится с такими несложными расчетами. Максимально детализируя имеющуюся информацию по поступлениям и платежам, можно точно спрогнозировать, когда, кому и сколько мы заплатим.

Другое дело, надо решить, что делать, когда мы ясно видим, что в ближайшей перспективе по прогнозам не сможем вовремя оплатить все счета. Для этого определяется очередность платежей в соответствии с приоритетами. Исходя из здравого смысла, к приоритету первой очереди относятся платежи, просрочка по которым приведет к крупным штрафным санкциям, или негативно отразится на деловой репутации и имидже компании. К платежам первого приоритета относятся налоговые платежи, выплата зарплаты (но не бонусов и премий) и все платежи, связанные кредитной историей в банках: погашение кредитов или процентов по кредитам, лизинговые платежи. К приоритету второй очереди относятся платежи поставщикам по основной деятельности. Для поставщиков мы - клиенты, кормильцы, мы приносим им постоянный доход, они заинтересованы в развитии с нами отношений, поэтому часто прощают нам нарушение платежной дисциплины, даже если в договорах прописано иное. Но злоупотреблять этим не следует. Клиент не заплатил нам, у нас денег нет и мы, как клиент, не заплатили своему поставщику. Теперь у него денег нет, и он, в свою очередь, не заплатил своему поставщику. Тот - следующему. Эффект домино. Так финансовый кризис и зарождается... Кроме того, поставщик во время не закупит для нас товары или сырье, во время не произведет продукцию и не отгрузит нам, а мы сорвем срок поставки нашему клиенту. Так что решаем наши денежные проблемы за счет поставщиков очень аккуратно. Ну и наконец, к третьей очереди относятся платежи, которые можно относительно безболезненно сдвинуть до лучших времен: это премии и бонусы сотрудникам, косметический ремонт здания, закупка новых компьютеров и тому подобное.

Теперь разберем доходную составляющую кассового плана. Это поступления от клиентов и получение кредитов. Сначала отрабатываем уже свершившиеся сделки, изучаем клиентскую дебиторскую задолженность, проводим работу по сбору просроченной дебиторской задолженности. Контроль дебиторской задолженности нужно осуществлять регулярно, но в условиях дефицита денежных средств это становится приоритетом № 1. Руководитель ставит задачу ответственному за работу с клиентами сотруднику максимально в короткие сроки превратить в деньги просроченную дебиторскую задолженность. Нужно составить реестр клиентов с указанием суммы и количеством дней просрочки и перейти в активную фазу работы с клиентами в части сбора задолженности: ежедневные звонки, письма-напоминания, при необходимости встречи. Безусловно, законные требования оплатить по счетам доводятся до клиентов культурно и вежливо, нам же с этими клиентами важно сохранить взаимовыгодное сотрудничество. Возможно, где-то следует уступить клиентам, составить план реструктуризации задолженности, разрешить оплату просроченной задолженности частями. Как правило, такое интенсивное взаимодействие начинает давать результат в достаточно короткие сроки. Главное - это заставить клиентов начать платить, денежные ручейки должны слиться в единый денежный поток, способный восстановить наше пошатнувшееся финансовое положение.

Еще одним инструментом по наращиванию поступлений от клиентов могут быть различные краткосрочные рекламные акции, стимулирующие клиентов немедленно приобрести нашу продукцию или услуги, например скидка за предоплату, или распродажа залежавшихся запасов.

Ну и конечно, отрабатываем получение кредита, как дополнительный источник пополнения казны. В идеале сотрудники, ответственные за работу с банками, заранее должны организовать возможность получения в банке овердрафта или кредитной линии, не дожидаясь наступления форс-мажорных обстоятельств. Кредитная линия или овердрафт - гибкие и удобные инструменты финансирования, позволяющие пользоваться заемными деньгами только тогда, когда они нужны, оперативно брать и оперативно погашать. Но не забываем, что доход от продаж - это деньги свои и навсегда, а кредит - это деньги чужие и на время. Чрезмерная зависимость от кредитов делает финансовое положение предприятия неустойчивым, да и проценты за пользование кредитами нужно платить, что увеличивает затраты и, следовательно, уменьшает прибыль предприятия. Основное внимание руководителя должно быть сосредоточенно на наращивании стабильного дохода и стабильных клиентских поступлений.

- Подскажите нашим читателям, как лучше сориентироваться среди огромного количества финансовой информации, на что нужно обращать внимание? Как понять, куда инвестируются денежные средства? Эффективно ли они используются? Чем вообще отличаются денежные средства от прибыли?    

Руководителю компании конечно необходимы базовые знания по финансам, чтобы понимать, как ориентироваться во всем многообразии финансовой отчетности. Попробую объяснить в двух словах, чем отличаются доходы от поступлений, а расходы - от платежей. Процесс продажи разделен на два подпроцесса: переход права собственности на актив, т.е. отгрузка товаров или оказание услуг и собственно оплата. Они могут не совпадать во времени, тогда возникает дебиторская, либо кредиторская задолженность. Смотря какой процесс - отгрузка или оплата был раньше. А разница между доходами и расходами формирует финансовый результат. Прибыль - если доходов больше, убыток - если расходов больше. И это никак не связано с поступлениями и платежами. Основные премудрости финансовой грамотности за два дня можно освоить на нашем семинаре «Финансы для нефинансистов». 

Так как сегодня мы говорим о деньгах, то остановимся на отчете о движении денежных средств, или сокращенно ДДС. По стандартам этот отчет специально структурирован таким образом, чтобы пользователи финансовой отчетности могли оценить способность предприятия генерировать денежные потоки, а также оценить потребности предприятия, на что тратятся денежные средства. Отчет ДДС формируется прямым или косвенным методом, вне зависимости от метода структурируется на три потока. Движение денежных потоков классифицируется по типам деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой.

Операционная деятельность - это обычная ежедневная деятельность предприятия, операции, связанные с извлечением дохода, и расходы, необходимые для осуществления этих операций. Операционные денежные потоки - это поступления от клиентов, платежи поставщикам, выплата заработной платы, оплата налогов, счетов за аренду, рекламу, транспорт, телефонию, консалтинг и тому подобных управленческих и административных расходов. Разница между поступлениями и платежами показывает итоговый результат от операционной деятельности за определенный период времени: за год, квартал или за месяц. Эта цифра должна находиться под пристальным вниманием руководителя, так как является ключевым показателем того, как предприятие обеспечивает поступление денежных средств, достаточных для сохранения операционных возможностей, погашения займов, выплат дивидендов и осуществления иных инвестиций без обращения к внешним источникам финансирования.

Результат всех денежных потоков от операционной деятельности сравнивается с операционной и чистой прибылью из отчета о прибылях и убытках за аналогичный период. Если прибыль есть, а предприятие не генерирует положительные денежные потоки, нужно внимательно изучить причины такого несоответствия. Отрицательный (когда платежей больше чем поступлений), либо недостаточно положительный результат может быть связан как с сезонностью, так и неспособностью предприятия управлять оборотным капиталом.    

Информация о конкретных составляющих движения денежных средств от операционной деятельности за предыдущие периоды, в сочетании с другой информацией, будет полезна для прогнозирования будущих денежных потоков от операционной деятельности.

Инвестиционная деятельность показывает, в каком объеме предприятие осуществляет инвестиции, направленные на развитие предприятия. Инвестициями считается приобретение долгосрочных активов, например покупка автомобиля или оборудования.

Финансовая деятельность отражает все платежи и поступления, связанные с капиталом, собственным или заемным. Взносы в уставный капитал, выпуск акций, выплата дивидендов, получение или возврат кредитов, оплата процентов за пользование кредитными ресурсами.

Если информация о движении денежных средств не структурирована должным образом, например поступления от клиентов  и получение кредитов банков объединены, то руководитель видит суммарные поступления и не может объективно оценить результат работы предприятия. Деньги вроде есть, но источник совсем не тот, который планировался.

- А как планировать денежные потоки? Как осуществляется финансовое планирование на предприятии?

Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии - универсальная технология управления, позволяющая на этапе планирования определять цели компании, способы их достижения и требуемые ресурсы, а на этапе реализации контролировать и анализировать полученные результаты, оперативно реагировать и изыскивать способы повышения эффективности деятельности.

Управление денежными потоками является одним из элементов комплексного управления предприятием, следовательно, не должно осуществляться самостоятельно, в отрыве от всей системы функционирования предприятия. Мы отрабатываем техники моделирования и бюджетирования на семинаре «Планирование и бюджетирование для финансистов».

Как я уже говорила, управление денежными потоками разделяется на стратегическое и оперативное управление. Планирование деятельности базируется на прогнозе финансовых результатов (прибыли и убытки) и финансового положения (баланс). Прогноз движения денежных потоков дополняет информацию в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Этапы управления денежными средствами от стратегии к тактике:

1. Долгосрочное планирование деятельности предприятия (бизнес-план) на 3-5 лет. План составляется на базе долгосрочных целей предприятия, с верхним уровнем детализации.

2. Годовой бюджет с разбивкой по месяцам. Бюджет строится на базе долгосрочного бизнес-плана, с учетом текущей макроэкономической ситуации и возможностей предприятия, со средним уровнем детализации.

3. Кассовый план на месяц. Строится на основе годового бюджета, с учетом текущей ситуации функционирования предприятия, глубокий уровень детализации.

4. Платежный календарь на месяц с разбивкой по дням. Строится на основе кассового плана, максимальная детализация поступлений и платежей.

Цель всех вышеперечисленных документов - смоделировать остаток денежных средств на конец периода и оценить, достаточно ли у предприятия денег на реализацию всех планов.

Приложение: Отчет о движении денежных средств.

1

Денежные средства на начало периода

5

2

Получено от клиентов

120

3

Оплата поставщикам товаров

- 100

4

Выплата зарплаты

-30

5

Оплата аренды

-20

6

Выплата налогов

-3

7

Приток/отток от операционной деятельности (стр.2+стр.3+стр.4+стр.5+стр.6)

-33

8

Покупка основных средств

-90

9

Инвестиционная деятельность (= стр.8)

-90

10

Взносы учредителей

100

11

Получение (возврат) кредитов и займов

50

12

Оплата процентов по кредитам

-2

13

Финансовая деятельность (стр.10+стр.11+стр.12)

148

14

Итого приток/отток за период (стр.7+стр.9+стр.13)

25

15

Денежные средства на конец периода (стр.1+стр.14)

30

 

Рекомендуем посетить семинар

"Казначейство: управление денежными потоками"   >>>